Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 38 человек

Памятки

Дата: 21 февраля 2016 в 13:55, Обновлено 10 сентября в 21:38

Профилактика ВИЧ-инфекции среди учащихся

Pа последние 15 лет профилактика ВИЧинфекции среди молодежи предотвратила, как минимум 1,5 миллиона новых случаев заболевания. А распространение антиретровирусной терапии спасло около 8 миллионов жизней. Массовая профилактика ВИЧ/СПИДа среди подростков и молодежи снизила не только количество заражений, но и позволила развенчать массу мифов и предрассудков об иммунодефиците. Тем не менее, несмотря на действительно значимые достижения, СПИД попрежнему остается одной из основных причин смерти детей в возрасте 10-16 лет во всем мире. В глобальном масштабе, в 2016 году среди молодых людей этой возрастной группы, каждую минуту в среднем фиксировалось примерно 20 новых заражений ВИЧ. Подростки не стали более безответственными, просто естественное увеличение численности населения означает увеличение общего числа заражений. Особенно уязвимы девушки. Около 65 процентов новых случаев заражения опасной инфекцией приходится именно на слабый пол. Что касается мальчиков, то 80% заражений приходится на тех, кто имел гомосексуальный опыт. Приятной новостью является то, что ВИЧ-инфекция для учащихся не так опасна, как для людей старшего возраста. Дело в том, что примерно к 10 годам, в организме формируется сильный здоровый иммунитет, который быстро и адекватно реагирует на вирусную нагрузку. В большинстве случаев процесс заражения не сопровождается никакими симптомами, а сам вирус находится в латентном состоянии. Это значительно снижает риск передачи ВИЧ другим, а также развитие СПИДа. Своевременная диагностика и начало антиретровирусной терапии позволит ребенку прожить полноценную длительную жизнь. В Беларуси мероприятия по профилактике СПИДа в учреждениях образования разрабатываются и внедряются на общегосударственном уровне. Все мероприятия по профилактике СПИДа в учреждениях образования можно условно разделить на пять основных категорий:  открытые уроки для отдельных классов;  общешкольные собрания с активным обсуждением проблемы;  творческие акции (конкурс стенгазет, тематические викторины);  проведение «дней здоровья»;  семинары с привлечением родителей. Для повышения эффективности профилактической работы в области ВИЧ/СПИД большое значение имеет учет специфики методов, средств и форм, которые будут использованы в этой работе. Они составляют деятельную, практико-ориентируемую сторону целостного профилактического процесса и образуют в совокупности систему работы, адекватную целям и задачам профилактики. Необходимо также заметить, что методы, средства и формы профилактической деятельности тесно взаимосвязаны между собой. Практикой накоплен большой арсенал методов профилактической работы. Все они могут быть с успехом использованы в системе работы с учащимися. В профилактической работе по проблеме ВИЧ/СПИД мы предлагаем использовать те методы, которые, прежде всего, будут способствовать формированию знаний, убеждений, взглядов, понятий, представлений у участников профилактического процесса о СПИДе не только как болезни, но и как явлении, обусловленном социальными причинами: неблагоприятной атмосферой общественной жизни, отсутствием достаточной информированности молодежи о СПИДе, путях распространения ВИЧинфекции, невысоким уровнем нравственной культуры и культуры половых отношений. Формирование сознания в профилактическом процессе достигается различными путями. Однако, на наш взгляд, наиболее действенными в области профилактики ВИЧ/СПИД являются пример, рассказ, беседа, объяснение, разъяснение, лекция, работа с литературой. Каждый из приведенных методов имеет свою специфику использования и может использоваться в комплексе с другими. Детям до 6 лет довольно сложно объяснить, что такое вирус иммунодефицита и чем он опасен. В учреждениях дошкольного образования педагоги лишь могут в общих чертах объяснить строение человеческого тела. Более серьезные проблемы пока находятся за пределами понимания малышей. Именно поэтому начинается профилактика СПИДа уже в учреждении образования. Тем не менее, еще до поступления ребенка в первый класс, родители могут рассказать в игровой форме о том, что такое вирус, иммунитет, смерть. Маленькие дети любят задавать много вопросов, главное направить их в правильное русло. Для учащихся младшего школьного возраста наиболее распространенным способом в области профилактики ВИЧ/СПИД является достоверная информация о болезни, правилах личной гигиены, нормах нравственного поведения, которые помогут защититься от ВИЧ-инфекции. Рассказ о ВИЧ/СПИДе должен способствовать вооружению учащихся необходимыми знаниями в этой области, развивать положительные нравственные чувства (сопереживание, милосердие) к людям, которые стали его жертвами. В ходе рассказа организатор профилактической деятельности может использовать методы, которые будут активизировать учащихся на развитие образов нравственного поведения, здорового образа жизни, и вызывать стремление подражать положительному опыту. Для учащихся младшего школьного возраста предлагаются подвижные игры. С их помощью организатор профилактической работы в неформальной игровой ситуации сможет закрепить навыки личной гигиены, способные защитить детей от ВИЧ-инфекции. Игры позволят не только привлечь внимание детей к проблеме ВИЧ/СПИД, но и определить те вопросы, на которых придется сосредоточить внимание в будущей профилактической деятельности. Мероприятия для учащихся I ступень общего среднего образования ограничиваются беседами и выполнением рисунков на заданную тематику. Профилактика ВИЧ-инфекции в учреждении образования для учащихся V-IX классов проходит более активно. Учащиеся подросткового возраста начинают осознавать особенности своего тела. На уроках биологии ведутся открытые разговоры об интимных отношениях. Учащимся в возрасте 10-13 лет уже необходимо открыто рассказать о том, что такое СПИД. Для подростков, у которых уже есть определенные знания по проблеме ВИЧ/СПИД, по нашему мнению, эффективным методом выступает беседа. Беседа предполагает участие обеих сторон – организатора профилактической работы и учащихся. Она носит проблемный характер и характеризуется тем, что дает возможность выслушать мнение всех участников профилактического процесса. Подростковый возраст характеризуется появлением интереса к сексу, половым созреванием и гормональными сбоями. Подростки начинают собираться компаниями, пробовать алкоголь и сигареты. Многие чувствуют давление со стороны сверстников. О том, что такое секс, уже знает каждый (хорошо, если только в теории). Поэтому, профилактика СПИДа у подростков в первую очередь направлена на обеспечение безопасных интимных отношений. Беседа не только ставит своей целью вооружить учащихся знаниями по данной проблеме, но и требует их личной активности в поиске норм нравственного и самосохраняющего поведения. Организаторам профилактической работы необходимо учитывать, что без внимания не должен остаться ни один вопрос, который предложен для обсуждения или вызвал интерес у аудитории. Вместе с тем здесь должны быть соблюдены нормы этики, культуры общения, так как разговор касается интимных сторон жизни человека. Для проведения беседы необходима атмосфера доверительного, эмоционального комфорта. Беседа ни в коей мере не должна превратиться в нотацию, поскольку последняя очень часто, особенно у подростков, может вызвать противодействие, желание поступить вопреки тому, в чем организатор профилактической работы пытался убедить их. На начальном этапе рассказ, объяснение, беседа подготавливают учащихся к более сложному методу профилактики – лекции. Она представляет собой более сложное логическое построение и требует научного, теоретического обобщения материала, доказательств в его изложении, аргументации. В ходе лекции по профилактике ВИЧ/СПИДа могут быть освещены такие проблемы, как история распространения эпидемии, гипотезы возникновения болезни, пути передачи вируса, отличие ВИЧ от СПИДа, меры предохранения, опыт сохранения здоровья, формирование знаний о здоровом образе жизни и т. д. Рассмотренные выше методы профилактической работы в области ВИЧ/СПИД обеспечивают в основном начальный этап профилактики. При проведении профилактических мероприятий в учреждении образования целесообразно использовать игру. Эффективность ее в том, что она ставит участников профилактического процесса в активную субъектную позицию. В игровой ситуации облегчается усвоение информации о ВИЧ/СПИДе, моделируются возможные действия и поступки, анализируются «ситуации выбора», которые совершают участники игровой профилактической деятельности. Игра формирует у учащихся уверенность в своих действиях и поступках, которые не могут привести к ВИЧинфекции. Она позволяет также через игровые ситуации понять и осознать чувства, которые могут испытывать люди, подверженные этому заболеванию, а значит, и формировать умения и навыки социально приемлемого поведения, чувства милосердия, сострадания и гуманности к ВИЧ-инфицированным. Эффективным в профилактических целях является внедрение ситуационных игр. Их основу составляют анализ смоделированных сюжетов, рассказов, несущих проблемную ситуацию. Их можно дополнять, видоизменять. К составлению проблемных ситуаций могут привлекаться и сами участники профилактики. Однако здесь следует дать им четкую установку, что эти ситуации должны отражать социальные явления, лежащие в основе распространения инфекции, случаи рискованного поведения в отношении ВИЧ/СПИД. Однако бесспорно, что без диагностики уровня знаний учащихся (на начальном этапе образовательного процесса), а также выявления эффективности проводимой профилактической работы по проблеме ВИЧ/СПИД не обойтись. В связи с этим предлагаем использовать один из методов диагностики – анкетирование. Оно может проводиться на начальном и завершающем этапах профилактической работы. Анкетные опросы могут быть использованы и с целью проверки эффективности проведенной профилактической работы в среде школьной молодежи. Организация профилактической работы в области ВИЧ/СПИД предполагает использование различных массовых мероприятий. К ним можно отнести акции, дискотеки, театрализации, викторины, конкурсы плакатов, рисунков, агитбригад, которые отличаются направленностью на массовый, коллективный, творческий характер участия молодежи в борьбе против СПИДа. Методы профилактики ВИЧ/СПИДа направлены, прежде всего, на создание условий для приобретения школьной молодежью необходимых знаний, умений и навыков по защите себя, окружающих людей от ВИЧинфекции. Проблема распространения вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) среди подростков и молодежи в современной Беларуси не только остается чрезвычайно актуальной – с каждым годом она все более обостряется. Сегодня общество переходит от декларативного признания необходимости профилактики ВИЧ/СПИДа к активным действиям. Практический опыт позволяет утверждать, что формирование здоровья человека педагогическими средствами дает более существенные результаты, чем ныне существующая система лечебно-профилактических мероприятий. Несмотря на то, что школа играет ключевую роль в противодействии эпидемии ВИЧ, ей необходимо сотрудничество с учреждениями здравоохранения, социальными, правовыми службами, неправительственными организациями и международными фондами, оказывающими подросткам дружественным услуги.

Организация работы с лицами из групп риска совершения суицида:

1. При личном контакте, необходимо уточнять наличие факторов риска совершения суицида путем опроса.

2. В случае наличия факторов риска совершения суицида информировать о выявленных факторах заинтересованные ведомства по месту жительства.

3. Проведение среди сотрудников разъяснительной работе о т.н. «последствиях психиатрического учета» с целью формирования у населения реального представления о «психиатрическом учете».

4. Обеспечение сотрудников информацией о возможностях получения психологической, психотерапевтической и психиатрической помощи.

5. Организовать информирование населения в ходе осуществления должностных обязанностей о возможностях получения психологической, психотерапевтической и психиатрической помощи.

 «Телефон Доверия» - служба экстренной анонимной психологической помощи по телефону.

8-0232-31-51-61

Республиканская «Детская телефонная линия»

8-801-100-1611

Если вы находитесь в трудной жизненной ситуации, не видите выхода из нее, считаете что жизнь окончена, не знаете куда обратиться за помощью – звоните.

Режим работы: круглосуточно, без выходных, перерывов.

Профилактика самоубийств

Памятка по выявлению граждан из групп риска совершения суицида 

Организационно-методический отдел

учреждения «Гомельская областная

клиническая психиатрическая больница»

(Сайт: gokpb.by)

(Мы [В]контакте: vk.com/gopb.by)

г. Гомель, ул. Добрушская 1.

ЛИЦА ИЗ ГРУППЫ РИСКА СОВЕРШЕНИЯ СУИЦИДА:

  • имеющие прямые суицидальные тенденции (высказывающие идеи, мысли, угрозы о самоубийстве, готовящиеся к самоубийству);
  • имеющие тяжелые заболевания, с заведомо неблагоприятным исходом (в первую очередь онкологические), нарушающие способность к передвижению, самообслуживанию, социальное функционирование;
  • в момент переживания тяжелых утрат (смерть родителя, ребенка, значимого человека);
  • имеющие признаки депрессивных расстройств (длительно сниженный фон настроения, снижение работоспособности, повышенная утомляемость, отсутствие интереса к жизни);
  • если имеются сведения о насилии (физическом, сексуальном, психологическом);
  • находящиеся в конфликтных ситуациях с социальным окружением, неблагоприятной семейной обстановке  (утрата значимого близкого человека, развод и т.д.);
  • употребляющие алкоголь, наркотики в формах, приведших к социальной дезадаптации (утрата семьи, работы, близких, правонарушения).

«Психиатрический учет»:

1. «Психиатрический учет» регламентирован постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 ноября 2017 г. № 95 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления диспансерного наблюдения».

2. Диспансерное наблюдение – периодический медицинский осмотр, медицинское наблюдение за состоянием здоровья пациента в динамике в зависимости от группы (подгруппы) диспансерного наблюдения.

3. Хронические психические расстройства (заболевания) – психические расстройства (заболевания), при которых продолжительность болезненных проявлений составляет более шести месяцев;

Затяжные психические расстройства (заболевания) – психические расстройства (заболевания), при которых продолжительность болезненных проявлений составляет от

одного до шести месяцев.

4. Большинство психических расстройств, на фоне которых возникают суицидальные тенденции не относятся к затяжным или хроническим и диспансерному наблюдению не подлежат.

5. Обращение за помощью при первых признаках заболевания во многих случаях позволит избежать диспансерного наблюдения.

За помощью можно обратиться, в т.ч. анонимно

  • г. Гомель:
  • диспансерное отделение учреждения «Гомельская областная клиническая психиатрическая больница»;
  • ГУЗ «Гомельская центральная городская поликлиника» (далее – ГУЗ «ГЦГП», ул. Юбилейная 7А;
  • филиал № 2 ГУЗ «ГЦГП», ул. Бочкина 182 А; филиал № 3 ГУЗ «ГЦГП», ул. Огоренко 3;
  • филиал № 6 ГУЗ «ГЦГП», ул. Новополесская 11;
  • филиал № 8 ГУЗ «ГЦГП», ул. Богданова 12 корп. 2;
  • филиал № 9 ГУЗ «ГЦГП», ул. Клермон-Ферран 2;
  • учреждение «Гомельская областная клиническая поликлиника», ул. Артема 4;
  • учреждение «Гомельский областной диагностический медико-генетический центр с консультацией «Брак и Семья», ул. Кирова;
  • В районных центрах помощь оказывается в центральных районных больницах и поликлиниках.

Памятка родителям по профилактике суицида

Суицид- намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

Будьте бдительны! Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.

Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков:

- переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;

- действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;

- переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;

- чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;

- боязнь позора, насмешек или унижения;

- страх наказания, нежелание извиниться;

- любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;

- чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство;

- желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;

- сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

Если подросток задумал серьезно совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Словесные признаки

Подросток, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии:

- прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;

- косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;

- много шутит на тему самоубийства;

- проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки

Подросток может:

1. раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами;

2. демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:

- в еде - есть слишком мало или слишком много;

- во сне - спать слишком мало или слишком много;

- во внешнем виде - стать неряшливым;

- в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном настроении;

- замкнуться от семьи и друзей;

- быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру;

-ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;

- проявлять признаки беспомощности, безнадёжности и отчаяния.

Ситуационные признаки

Ребенок может решиться на самоубийство, если:

- социально изолирован, чувствует себя отверженным;

- живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье; алкоголизм- личная или семейная проблема);

- ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;

- предпринимал раньше попытки самоубийства;

- имеет склонность к суициду вследствие того, что он совершился кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;

- перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);

- слишком критически относится к себе.

Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

  • утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
  • пренебрежение собственным видом, неряшливость;
  • появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
  • резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
  • внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
  • плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
  • склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
  • проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
  • безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
  • стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
  • самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
  • шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Что делать? Как помочь?

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.

Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

Если Вы слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Ненавижу всех…»

«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»

«Все

безнадежно

и бессмысленно»

«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»

«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»

«Где уж мне тебя понять!»

«Я совершил ужасный поступок»

«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»

«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»

«У меня никогда ничего не получается»

«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»

«Не получается – значит, не старался!»

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

  1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять может вернуться к тем же мыслям. Поэтому важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.
  6. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие и утвердительные указания.
  7. 7.Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.
  8. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться.

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в реагировании, снятии аффективного напряжения, ухода, выключение из тяжелой жизненной ситуации. Общей эмоцией в кризисной, ведущей к самоубийству, ситуации является эмоция безнадежности и беспомощности. Часто у подростков эта эмоция проявляется смятением и тревогой.

Все суициды делятся на три группы:

- истинные,

- скрытые,

- демонстративные.

Истинный суицид никогда не бывает спонтанным, хоть иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают (особенно если откровенно не хотят этого). И своеобразный тест на готовность к истинному суициду - размышления человека о смысле жизни. Поэтому своего рода «группу риска» по суицидам составляют подростки. Подросток часто не находит для себя ответа, каково его предназначение в этом мире, а в силу подросткового максимализма принять ответ - «жить для того, чтобы жить» - ему еще очень трудно. Основной процент самоубийств "из-за любви" происходит потому, что детская влюбленность - не что иное, как отражение потребности быть нужным хоть кому-то: если уж не родителям, то Ему или Ей. И когда взаимности не возникает, нередко приходит ощущение, что ВО ВСЕМ МИРЕ ТЫ НИКОМУ НЕ НУЖЕН.

Демонстративный суицид. Но основная часть суицидов – это попытка подростка вести диалог, только вот таким своеобразным и совершенно непригодным для этого методом. Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть, а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь.

Очень часто приходится сталкиваться с родительскими жалобами на "неуправляемость" детей и подростков: на уроках шалит, разбил стекло, нахамил учительнице, избил товарища. Просят проверить, все ли у ребенка в порядке с психикой, или начинают давать ему успокоительные препараты. А на самом деле все гораздо проще: даже двух-трехлетний малыш, когда ему необходимо родительское внимание, может разбить чашку или написать в штанишки. И тогда взрослые пусть отшлепают, пусть наругают, но зато и увидят, что у них есть ребенок! И как это ни цинично и как ни страшно, иной раз детские и подростковые суициды происходят по той же причине: ребенок уходит из жизни с мыслью - «наконец-то вы обратите внимание на то, что я есть, вернее, был...»

Конечно, демонстративный суицид иногда проявляется и как способ своеобразного шантажа - "сделай то-то и то-то или я застрелюсь, повешусь, брошусь под поезд...". И бич демонстративных самоубийц - случайность: случайно выстрелило ружье, случайно затянулась петля, случайно оказался скользким перрон... А они-то хотели только попугать!

Вообще с демонстративными суицидами следует быть осторожным. Очень сложно отговорить человека от суицида, упирая на его чувство долга: нельзя бросать близких. Такое давление может лишь подтолкнуть к роковому шагу: "Я настолько уже ничего не значу, что и жизнью собственной распоряжаться не вправе!" Скажите же такому человеку, что никто не заставляет его жить насильно, и если он хочет в этой жизни быть значимой личностью, то не лучше ли приложить свою голову и руки к тому, чтобы добиться значимости более адекватными способами.

Скрытый суицид - удел тех, кто понимает, что самоубийство - не самый достойный путь решения проблемы, но тем не менее другого пути человек найти не может. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое «суицидально обусловленное поведение». Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и даже алкогольная или наркотическая зависимость. Даже дети, которые катаются на крыше лифта, могут делать это по той же самой причине. И сколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни, как правило, именно этой опасности и жаждут скрытые суициденты.

Не стоит доверять и распространенному мифу о том, что, мол, «кто говорит о самоубийстве, никогда этого не сделает». Да, заявление о возможном суициде может быть и демонстрацией, но может быть и криком о помощи, причем сорвавшимся случайно. И неспециалисту «диагноз» здесь поставить очень сложно. Поэтому советуем не оставлять без внимания такие высказывания.

Здесь важно очень осторожно, тактично, умно переключить возможного самоубийцу с мысли о суициде. Но ни в коем случае не говорить ему: «Да ты не думай об этом!» Вот проделайте такой эксперимент. Представьте, что вам кто-то сказал: «Не думай о слоне». Ну-ка, о чем вы сейчас в первую очередь подумали? То-то и оно. Точно также нельзя впрямую отговорить человека «не думать о суициде». Лучше «подкинуть» ему иную работу для мозгов.

Вообще суицид - не повод для осуждения. Конечно, человек выбрал не самый лучший и не самый умный способ решения проблем. Но не его вина, а его беда в том, что других способов он найти не сумел.

Любой суицид - это личное, осознанное решение самого человека. И лучшая профилактика суицида - дать возможность подростку позитивно ощутить право распоряжаться собственной жизнью, равно как и право искать другие методы для решения его проблем! Если человек чувствует себя нужным хотя бы самому себе, если он имеет право голоса хотя бы в отношении себя самого - уже поэтому жизнь становится для него достаточно большой ценностью.

Важно соблюдать следующие правила:

-будьте уверены, что вы в состоянии помочь;

- будьте терпеливы;

- не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;

- не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»;

- не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря:

«Ты не можешь убить себя, потому что...;

- делайте все от вас зависящее.

И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ,

будьте внимательны к своим детям!

ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ
по предупреждению суицидальных попыток среди подростков

Сигналы суицидального риска 
Ситуационные сигналы:
-Смерть любимого человека; 
-Вынужденная социальная изоляция, от семьи или друзей (переезд на новое место жительства); 
-Сексуальное насилие;
-Нежелательная беременность;
-«Потеря лица» (позор, унижения). 
Поведенческие сигналы: 
-Наркотическая и алкогольная зависимость; 
-Уход из дома; 
-Самоизоляция от других людей и жизни; 
-Резкое снижение поведенческой активности; 
-Изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью; 
-Предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;
-Частное прослушивание траурной или печальной музыки; 
-«Приведение дел в порядок» (раздаривание личных вещей, письма к родственникам и друзьям, урегулирование конфликтов). 
Эмоциональные сигналы:
-Поиск пути к смерти и желание жить одновременно; 
-Депрессивное настроение: безразличие к своей судьбе; подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние; 
-Переживание горя.
Коммуникативные сигналы: 
-Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» - прямое сообщение, «Скоро все это закончится» - косвенное). Шутки, иронические высказывания о желании умереть, бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщения. 
Ресурсы 
Внутренние ресурсы:
-Инстинкт самосохранения; 
-Интеллект; 
-Социальный опыт; 
-Коммуникативный потенциал (общительность); 
-Позитивный опыт решения проблем. 
Внешние ресурсы: 
-Поддержка семьи и друзей; 
-Стабильная работа; 
-Религиозность; 
-Устойчивое материальное положение; 
-Медицинская помощь; 
- Индивидуальная психотерапевтическая помощь

http://content.schools.by/zhitkovichi/library/ПАМЯТКА_по_проверке_эффективности_кружковой_работы.doc

http://content.schools.by/zhitkovichi/library/ПАМЯТКА_работа_пед.организатора.doc

http://content.schools.by/zhitkovichi/library/Памятка_самоуправление.docx

http://content.schools.by/zhitkovichi/library/Документация_в_школе_требования.doc

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.